Буддизм: древняя мировая религия

История буддизма

Человек, который существовал на самом деле

За несколько столетий до нашей эры, на территории, где сейчас располагается страна Непал, в царской семье родился мальчик. Согласно одному преданию, боги послали на землю нового пророка, который должен был научить людей стать счастливыми. Другое повествование гласит, что Будда сам выбрал время и место своего рождения.

После появления на свет, мальчик семь раз шагнул. Там, где его ноги прикасались к земле, вырастали лотосы. Будущий мудрец поведал, что он пришёл на землю ради людей и хочет избавить их от страданий. До 29 лет молодой человек жил в семье, которая дала ему прекрасное воспитание и возможность всестороннего развития.

Желая избавить человечество от боли и несчастий, философ твёрдо верил, в то, что это возможно и искал выход. Так появился буддизм — философское учение, в основу которого легли благородные истины, ставшие в дальнейшем символом веры зарождавшейся религии.

Пророк имел много учеников и последователей в разных странах мира. Среди его почитателей были даже королевские особы и высокопоставленные лица.

Умер великий созерцатель в Индии, в возрасте 80 лет.

Буддизм как социальное и религиозное явление

Учение Будды о жизни и страдании

Буддизм представляет собой учение о жизни, страдании и пути к освобождению от него. Основной принцип буддизма — это учение о Карме, согласно которому действия человека определяют его судьбу. Будда утверждал, что страдание возникает из желания и жадности, и путь к освобождению от страдания заключается в достижении нирваны — состояния полного просветления и освобождения от всех желаний.

Буддизм и место человека в обществе

Буддизм также дает рекомендации о том, как жить счастливо и гармонично в обществе

Учение Будды акцентирует внимание на этических принципах, таких как отказ от насилия, честность, сострадание и уважение. Буддизм призывает своих последователей быть доброжелательными и заботиться о благополучии всех живых существ, а также вносить свой вклад в общественное благо

Роль буддийских монашеств и монастырей

Монашество играет важную роль в буддизме, поскольку монастыри служат центрами духовной практики и образцом для последователей. Монахи и монахини следуют принципам аскетизма, отказываясь от материальных благ и развивая медитативные практики. Буддийские монастыри также являются местами обучения и сохранения древних текстов и знаний.

Принципы буддизма Описание
Четыре Благородные Истины Учение о страдании, его причинах, прекращении и пути к прекращению страдания.
Восьмеричной Путь Система этических, практических и медитативных практик, которые ведут к освобождению от страдания.
Карма Учение о законе причинно-следственных связей, в соответствии с которым наши действия определяют нашу карму и судьбу.

Буддизм имеет значительное влияние на культуру и общество многих стран, где принято буддийское вероисповедание. Он способствует развитию мудрости, сострадания и духовности у людей, а также способствует поддержанию мира и гармонии в обществе.

Большое предначертание

Шуддходана ограничил общение ребенка с реальным миром. Парень жил в счастье и без печали. В зависимости от времени года, принц жил в другом дворце. Он богато одевался, его постоянно развлекали прекрасные танцовщицы. Все, кто его окружал, были молодые, здоровые и веселые. Сын богача, он получил образование в области классической индийской литературы. Гаутама происходил из касты воинов, поэтому также изучал военное ремесло. По историческим свидетельствам, основатель буддизма был красивым юношей. В 16 лет он женился на принцессе.

В целом Сиддхартха жил, не зная о болезни, нищете и смерти.

Развитие буддизма в Индии

Буддийский прозелитизм во времена царя Ашоки (260–218 гг. До н.э.).

Период, в течение которого жил Сиддхартха Гаутама, известный как «Будда», ознаменовал начало урбанизации не только в Индии, но и в централизованных государствах. Успех распространения буддизма связан с экономическим ростом того времени, а также с политической организацией королевств, которая благодаря началу централизации может вызвать изменения в гражданском обществе.

Буддизм распространился по всей древней Индии и пользовался государственной поддержкой различных региональных режимов. Эта поддержка продолжается в течение 1 – го тысячелетия до нашей эры. Ж.-К. Консолидация монашеской организации ставит буддизм в центр религиозной и интеллектуальной жизни Индии.

Император Ашока пришел к власти в 273 году до нашей эры. AD . Он прежде всего пытался консолидировать и расширить империю, унаследованную от своего отца Биндушара . После кровавого завоевания Калинги он принял ненасильственные принципы ( ахимсу ) буддизма . Он работает над организацией своей империи, которая простирается от современного Афганистана до Бенгалии и на юге, до плато Майсур , с большим отрядом чиновников и эффективной полиции, а также с указами, выгравированными на камнях или колоннах, разбросанных по всей стране. . Он запрещает жертвоприношения, пропагандирует вегетарианство и поощряет распространение буддизма в Индии и по всей Азии .

Пушьямитра, первый правитель династии Шунга , построил большую буддийскую ступу в Санчи в 188 году до нашей эры. Дж. К. Династия Канва , пришедшая на смену Шунге, видит, как четыре буддийских царя взошли на трон.

Культура Древней Индии

Религия и культура Древней Индии — явления теснейшим образом взаимосвязанные. Потусторонний мистический мир богов практически всегда присутствует в произведениях индийских художников, скульпторов и даже архитекторов. Даже в наше время в каждое свое произведение мастера стремятся внести глубокое содержание, некое видение внутренней истины, не говоря уже о древних умельцах.

К сожалению, старинных индийских картин и фресок до нас дошло очень немного. Зато в этой стране имеется просто огромное количество древних скульптур, представляющих историческую ценность, и памятников архитектуры. Чего только стоят, к примеру, огромные Эллорские пещеры с великолепнейшим храмом Кайласы в центре. Здесь же можно увидеть и величественные изваяния божественной Тримурти Брахма-Вишну-Шива.

Итак, мы с вами выяснили то, что древнейшая религия Древней Индии — это ведизм. Возникшие позднее индуизм и буддизм являются его развитием и продолжением. Религиозные верования в Индии оказали просто огромнейшее влияние не только на культуру, но и социальную жизнь в целом. В наше время эта страна по-прежнему остается необыкновенно интересной, самобытной, оригинальной и непохожей ни на одно другое государство в мире.

Религия

Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

Суры и асуры.

И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

  • Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
  • Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
  • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.

Слайд 17ЛАМАИЗМ Сформировался в VII в.н.э. Представляет собой синтез махаяны,

тибетского буддизма и добуддийских архаичных верований народов. Вероучение представляет собой довольно примитивную космологию, в которой сильно выражены хитросплетения, сокровенный текст, магия. Обладает довольно обширным и разветвленным пантеоном богов. В качестве живого бога рассматривается Далай-Лама. Широко распространено в Монголии, Непале, России (буряты, калмыки, тувинцы).

Одной из ведущих форм ламаистского обряда является молитва, которая произносится на тибетском языке. Широко распространена в ламаизме вера в талисманы.

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа и буддистов-ламаистов во всех странах. Буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям.

16

Правление царя Ашоки (около 260 до н. э.)

Царь Ашока империи Мауриев (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вереи построить многочисленные ступы и колонныв знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.

В это время буддизм стал распространяться за пределы Индии. Согласно колоннам и ступамс надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а такжев греческое царство на западе (соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далеедо Средиземноморья.

Третий буддийский собор 250 до н. э.

Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шлао примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к томувремени мир.

В это время установился более чётко состав канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.

Третий собор осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общиныи находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.

Миссии Ашоки в эллинистическом мире

Некоторые из эдиктов короля Ашока описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индиидо Греции.Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуреи организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).

Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.

Двуязычная надпись короля Ашоки на греческоми арамейскомиз Кандагара.Кабульский музей.

Не совсем ясно, насколько эти связи реально повлияли на Грецию,но ряд авторов отмечают, что в это время вполне могли происходить процессы соединения эллинистических и буддийских способов мышления. Имеются упоминания о буддийских общинах, в первую очередь в Александрии (по упоминанию Клемента Александрийского), и дохристианских монастырях Терапевты — по-видимому, название произошло от трансформации палийского слова Тхеравада.

В Александрии были найдены также и буддийские надгробия эпохи Птолемеев, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактриии Индии»).

Распространение буддизма в Азии

К востоку от Индиина территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ Мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаянуи Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в периодI—V веков.

Буддийское искусство Мон претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII века.

Под влиянием Мон учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.

Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками в II веке до н. э.. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоса IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.

По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.

Чему учил Будда?

Согласно учению Будды, все люди равны, независимо от принадлежности к той или иной касте. Самой большой добродетелью Будда считал отказ от всяких желаний, от всякой деятельности. Высшим счастьем, по его учению, была нирвана, т. е. состояние полной бездеятельности и погружение в мысль (созерцание).

Проповедь Будды была направлена против брахманского насилия и против кастового строя, угнетавшего низшие касты. Однако она не призывала к открытой борьбе за улучшение жизни, а, наоборот, заставляла угнетённых отказаться от этой борьбы и примириться со своим подневольным положением, так как Будда призывал к бездеятельности.

Но идея равенства привлекала народ, недовольный засильем брахманов. Поэтому буддизм получил широкое распространение среди жителей Индии. Учеников Будды называли «нищими«, потому что они жили на подаяния.

Особенно много последователей буддизм имел в Магадхе, где население было враждебно настроено против угнетавших его браманов. Впоследствии буддизм стал господствующим учением в Магадхе. Цари стали покровительствовать ему. Они строили монастыри и храмы с большими статуями Будды и приказывали записывать буддийское учение на пальмовых листьях.


Запись цифр в Древней Индии

Многие древние мудрецы размышляли об идеях буддизма. Они стали обозначать пустоту особенным знаком — нулем. Именно это нововведение стало фундаментом для создания системы цифр и записи чисел, которые мы используем по сей день.

Индская, или Хараппская цивилизация

Наиболее ранние примеры существования обществ со сложной организацией в Индии датируют примерно 3300-1700 гг. до н.э. Поскольку существовала цивилизация в бассейне реки Инд, она получила название Индской, а также Хараппской (по наименованию одного из крупнейших городов).

Индская цивилизация демонстрирует высокий уровень урбанизации – городское население преобладало над сельским. Города (Мохенджо-Даро, Хараппа, Ракхигархи, Локхал и другие) строились по плану, из камня и обожженной глины; в них имелись системы водоснабжения и канализации. Археологи установили, что между жителями не было значительного имущественного неравенства. Нет ясности по поводу государственного устройства, но в пользу наличия единой государственности говорят просматривающиеся в некоторых ремесленных изделиях единые стандарты.

Индская цивилизация была создана дравидами – коренными племенами Индостана (для них характерна темная кожа). Население занималось выращиванием пшеницы и ячменя, разведением крупного рогатого скота, ремеслами, торговлей. Представители Индской цивилизации изготавливали колесные повозки; вероятно, обладали и навыками мореплавания. Из металлов они знали медь и бронзу, умели изготавливать стекло.

Индское общество обладало развитой, высокой культурой. Письменность цивилизации Хараппа до сих пор не расшифрована, но она существовала. Спорными являются и соображения о религии, хотя она была. Археологами найдены многочисленные скульптурные и рисованные изображения, украшения, даже игрушки и элементы игр (вроде костей). Судя по найденным зубам, жителям были известны приемы стоматологии.

Причины упадка Индской цивилизации до конца не установлены. Ученые полагают, что к этому могли привести климатические изменения (нехватка воды) и инфекционные болезни, распространившиеся при увеличении плотности населения.

Влияние буддизма на культуру и искусство

Буддийские будды и бодхисаттвы часто изображаются в виде статуй, росписей и рельефов. Эти изображения излучают спокойствие, мудрость и смирение, что отражает учения Будды о пути к просветлению и освобождению от страданий. Буддийская символика также обогащает мир искусства, привнося духовную глубину и покой.

Влияние буддизма на архитектуру является еще одним заметным аспектом его культурного воздействия. Многие буддистские храмы и монастыри характеризуются архитектурным великолепием и внушительными размерами. Известные буддийские сооружения, такие как Боробудур в Индонезии и Ват Пхо в Таиланде, являются великими образцами буддийской архитектуры и являются популярными туристическими достопримечательностями.

Буддизм также оказал большое влияние на живопись и литературу. В буддийских письменных и художественных произведениях часто отражаются учения Будды, философия жизни и борьба человека с своими страстями и негативными качествами. Это яркий пример того, как буддизм стимулирует развитие духовной культуры и вдохновляет художников и писателей на создание произведений, которые помогают людям понять суть жизни и стремиться к просветлению.

Культура и искусство, вдохновленные буддизмом, не ограничиваются только Восточной Азией. Буддийские идеи и символы нашли свое отражение в искусстве многих стран мира. Буддизм — это не только религия, но и источник искусства, который продолжает вдохновлять и впечатлять людей своей глубиной и красотой на протяжении многих веков.

Основные положения буддизма

По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас – это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное. Цель жизни человека – продвижение к особому состоянию – нирване. Это слово означает – “отсутствие волнения”

Очень важное условие для счастливой жизни. В религии выделяют два направления:

  • хинаяна – “узкий путь спасения” для избранных;
  • махаяна – “широкий путь спасения” для всех верующих.

Оба направления имеют свою философию, в некоторых случаях противоречащую друг другу. Рис. 2. Печатание книг с досок в тибетском монастыре. Шигадзе. 1938 год

Rate article