История буддизма: от возникновения до современности

История буддизма

Фундаментальные представления

На протяжении нескольких лет наблюдая за своим разумом, Будда сделал заключение, что источником человеческих мучений и скорби становятся сами люди: их увлечение жизнью, имуществом и финансами, верование в незыблемость и вечность души. Это явилось экспериментом по созданию заблуждения,  противостоящего глобальной изменяемости. Конца мучениям (вступления в нирвану) и пробуждения, при которых жизнь предстает правдивой и естественной, можно достигнуть, уничтожив все привязанности и заблуждения стабильности, чему способствует опыт сосредоточенности и ограничения, соблюдение пяти заповедей.

Будда констатировал, что его теория не является священным пророчеством, а обретена им в результате медитирования и наблюдения над собственной душой и иными вещами. Положение не стало догматичным, принимаемым на веру без критики, а эффект зависит от самого последователя. Будда наставлял принимать его учение лишь посредством испытания на своем собственном опыте, сравнивая этот процесс с процедурой проверки купцом подлинности золота при покупке. Он советовал принимать свою теорию только после убежденности в ее достоверности.

За 25 веков существования буддийская философия впитала массу разнообразных духовных практик и обрядов. Одни сторонники буддизма считают основным рефлексию на базе медитации, другие предпочитают заниматься полезными делами, третьи делают акцент на почитании Будды. Несхожесть в концепциях и представлениях разных буддийских школ обязывает принимать в качестве буддизма всякое учение, которое традиционно становится буддийским и основано на принципах, которые установил сам Будда. Но истолкование концепций в разных теориях иногда разительно отличаются. Сторонники тхеравады утверждают окончательность доктрин, а приверженцы махаяны настаивают на их условности, они считают их переходной ступенью в постижении учения. Одинаковым для различных  учений является:

  • жизнеописание Шакьямуни;
  • принятие воздаяния и преображение (сансара);
  • 4 возвышенных истины и восьмеричная стезя;
  • теория зависимого возникновения.

Толкование этих компонентов в различных школах тоже многозначно

Некоторые документы махаяны описывают эти элементы лишь как умелые инструменты, чтобы привлекать внимание к буддизму людей, имеющих ординарный духовный потенциал

Буддизм. Основные направления

После смерти Будды между его последователями возникли разногласия, которые привели к образованию двух основных направлений буддизма — махаяны и хинаяны.

Процент буддийского населения в странах мира по данным Pew Research Center (2010 год)

Хинаяна

Последователи хинаяны, учения «малой колесницы», верят, что они следуют заповедям Будды точнее, чем сторонники других направлений. Они считают Будду выдающейся личностью и образцом для подражания, но не обожествляют его.

По их мнению, после смерти он утратил способность оказывать помощь живым людям. Поэтому сторонники хинаяны не молятся Будде. Они верят, что человек может сам достигнуть нирваны, следуя наставлениям Трипитаки.

Махаяна

Последователи Махаяны, учения «большой колесницы», не сосредоточивают внимание на одном Будде – Сиддхарте Гаутаме, а рассматривают его как одного из множеств будд прошлого, настоящего и будущего. Они верят в существование ботхисатв (почти будд) – людей, достигших нирваны, но оставшихся в цепи перерождений, чтобы оказывать помощь другим

Помимо Трипитаки, приверженцы махаяны изучают сутры — более поздние тексты, содержащие рассказы и притчи. В них объясняются некоторые положения учения Будды, трудные для понимания. Наиболее известны Алмазная сутра и Сутра лотоса. Махаянисты верят, что достигнуть нирваны может не только монах, но и простой мирянин.

Распространяясь в Азии, махаяна впитывала в себя местные культурные традиции, что привело к возникновению ее многочисленных разновидностей (ваджраяна, амидаизм, дзэн и другие).

Ваджраяна

Ваджраяна — одно из направлений буддизма. Наивысшего расцвета оно достигло в Тибете, поэтому называется иногда тибетским буддизмом. Учителя-наставника последователей ваджраяны называют далай-ламой. В 50-е годы 20 в. в Тибете буддисты подвергались гонениям, и большинство из них были вынуждены бежать. Нынешний далай-лама живет в изгнании на территории Индии.

Вид на дворец Потала из подножия Чагпори (Лхаса, Тибетский автономный район, Китайская Народная Республика)

Дворец-монастырь Потала близ города Ахаса в Тибете — бывшая резиденция далай-памы. Это место паломничества последователей ваджраяны: тибетского буддизма.

Амидаизм

Амидаизм — направление буддизма, широко распространившееся в Японии в 13 в. Центральная фигура амидаизма — будда Амида. По преданиям, он, исполнившись сострадания к людям, обещал, что всякий, кто произнесет его имя, возродится в Земле обетованной — раю, где царит нирвана.

Дзэн-буддизм

Дзэн — направление буддизма, возникшее в Китае и распространившееся в Японии в 13 в. Слово «дзэн» означает «созерцание». Последователи дзэн-буддизма стараются большую часть времени проводить в медитации. Помимо медитации, в дзэн-буддизме есть и другие методы, помогающие концентрироваться: сады камней, занятия живописью, боевыми искусствами (например, каратэ).

В эти методы входит и решение коан — парадоксальных задач такого типа: «Как звучит хлопок одной ладонью?». Цель коан — освободить ум от привычного логического мышления, что способствует Просветлению.

Концепция и мировоззрение

Буддийское учение невозможно причислить к вероучениям, центром которых является божество ― создатель мира. Это философия, предполагающая содействие в ориентации человека на стезю самосовершенствования и самопознания. Здесь отсутствует идея о существовании бессмертной души, об искуплении прегрешений, но утверждается, что все дела и помыслы человека возвращаются обратно. И это является не священным наказанием, а лишь результатом деяний и раздумий, оставляющих отпечатки на персональной карме.

Открытие Будды состояло в том, что человеческая жизнь является скорбью, а все творения изменчивы и недолговечны. Скорби образуются из-за желания. Избежать страданий получится только посредством отрешения от страстей. Целью последователей буддийского учения становится нирвана ― положение, достижение которого позволяет угаснуть страстям, вследствие чего пробуждается ощущение удовольствия и независимости. Достигнуть этой цели можно, следуя восьмеричным путем избавления.

Буддийское учение весьма универсально и примечательно тем, что не опирается на веру. Это философская теория. Значительным составляющим ее является практика. Буддизм слишком сложен для того, чтобы кратко его охарактеризовать. При сравнении этого учения с другими мировыми религиями и идеологиями выявляется все его специфическое своеобразие. Принимать это учение можно лишь в том случае, если сознание освободится от этических шаблонов.

Буддизм в Европе и США

Буддизм, истоки которого уходят в древние времена Индии, распространился по всему миру и нашел своих последователей не только в Азии, но и в других регионах, в том числе в Европе и Соединенных Штатах Америки. Распространение буддизма в Европе и Америке началось в первой половине XX века, но значительное влияние и популярность буддизм приобрел только в последние десятилетия.

В США и Европе буддизм встречается в различных формах, таких как тибетский буддизм, зен-буддизм, тайская теравада и другие. Большинство буддистских храмов и центров находятся в крупных городах и привлекают как локальных жителей, так и туристов из разных стран.

Буддизм в Европе и США привлекает людей разных вероисповеданий и культурных фонов. Многие люди интересуются более мироощущенным и сознательным образом жизни, который проповедует буддизм. Возрастают центры и коммьюнити, где организуются медитационные практики, лекции и семинары для знакомства с буддийской философией и практиками.

При этом, буддизм в Европе и США адаптируется и приспосабливается к местным условиям, сочетаясь с существующими местными верованиями и культурой. Некоторые люди обращаются к буддизму в поисках духовной поддержки и взаимодействия с практиками и учителями.

Международные буддийские организации и лидеры проводят регулярные встречи и конференции в Европе и США, чтобы развивать обмен между различными школами буддизма и искать пути взаимодействия с другими религиозными и культурными традициями.

Распространение буддизма: ок. 380-250 гг. до н.э.

Ко времени его смерти, примерно в возрасте восьмидесяти лет, последователи Будды стали общинами монахов в северной Индии. Бродя по деревням и городам с чашами для подаяния, стремясь описать путь к истине, они являются знакомыми фигурами. Но таковы и многие другие подобные группы, включая джайнов.

Продвижение буддистов по сравнению с другими в значительной степени обусловлено восторженной поддержкой царя 3-го века до нашей эры. Ашока правит большей частью индийского субконтинента. Его надписи, вырезанные на колоннах и скалах по всему его царству, свидетельствуют как о распространении буддизма, так и о его собственной благожелательной поддержке принципов Будды.

Во время правления Ашоки и при его поддержке буддизм распространяется на юг Индии и на Шри-Ланку. Последний до сих пор остается оплотом самой ранней формы буддизма, известной как Тхеравада (что означает «школа старейшин»).

Ко времени Ашоки в буддизме уже существовала конкурентная тенденция, заключающаяся в разработке по существу простого послания Будды о личном спасении. Разница похожа на разницу между протестантами и католиками во времена Реформации в христианстве. По сравнению с пуританскими стандартами буддизма Тхеравады, другая секта, которая позже становится известной как Махаяна, вводит католическое изобилие буддийских святых.

Буддийские монахи. Жизнь в сангхи

Любая община буддийских монахов или монахинь называется сангхи. Первую сангхи образовали монахи, слышавшие первую проповедь Будды после его Просветления. Будда сомневался, могут ли женщины входить в сангхи, но мать его супруги умолила разрешить им.

Буддийские монахи и монахини живут в монастырях. Их скромное имущество состоит из восьми вещей, среди которых одежда, бритва и чаша для подаяний. Местные жители обычно подают монахам еду, а взамен получают благословение.

Буддийские монахи

Монахи изучают священные тексты, медитируют, созерцают повседневную жизнь монастыря и трудятся (работают учителями или ухаживают за больными). Они должны соблюдать устав, содержащий более чем 250 правил. Среди них пять правил, обязательных для всех буддистов (указаны выше) и еще пять следующих:

  1. Не есть слишком, много и не есть после полудня.
  2. Не танцевать и не исполнять фривольных песен.
  3. Не носить украшения и не пользоваться косметикой.
  4. Не спать много и не спать на мягком.
  5. Не прикасаться к деньгам.

В некоторых сангхи, помимо обычных восьми вещей, монаху позволено иметь еще несколько, например четки, зонтик или веер из пальмовых листьев.

Rate article