Религия в Индии: многообразие и традиции

История буддизма

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БУДДИЗМА: ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В КУЛЬТУРЕ. ИНДУИЗМ

ВЕДЫВеды знаниеберет начало ведическая традициябрахманизмаиндуизмабуддизмаВ Упанишадах, комментариях к Ведам, раскрываются проблемы самой сути человеческого существования, нравственного поведения, подлинных потребностей и освобождения от связанности духа миром страстей и материальных объектов. Осваивая способы такого освобождения и следуя по пути освобождения, человек становится нравственнее, а само освобождение понимается как растворение индивидуальной души (Атман) в мировой Душе (Брахман) – Абсолютном безличном начале мира или Абсолютном Ничто.ИНДУИЗМиндийской космологииБрахмы – Бога-творца.Вечность НебытияПотом рождается новый БрахмаВечность Бытиядвигаясь по нисходящей ср. современные астрофизические теории происхождения Вселенной: дополняющие друг друга теории Большого Взрыва и Пульсирующей Вселенной – о рождении, расширении, сжатии, гибели и новом рожденииКосмизмнаправленной эволюции всего и вся ТРИМУРТИтриада Брахмой Вишну Шивой Брахмарассматривался как бог древностиВишну (Рама,КришнаШиваВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ:доктрина о переселении душ сансараКонцепция кармыкарма действие целью духовных практик индуизма является Мокша освобождениеавидьи окончательный уход из мира сансарыКонтрольные вопросы и задания

Основные религии зародившиеся в Древней Индии

В древней Индии зародилось несколько национальных религий: индуизм (а также предшествующий ему ведизм), джайнизм, буддизм и сикхизм, в том числе все, связанные с ними религиозные школы, течения и традиции. Особенностью этих религий является то, что они обладают схожей системой базовых понятий, методов поклонения и религиозных обычаев, связанных и общим историческим развитием, и взаимным влиянием, это и объединяет все религии древней Индии.

3.1 Ведизм – древнейшая религия Индии кратко

Одна из самых древних религий, возникших в древней Индии, называется ведизм. По сути, ведическая религия – первая религия в Индии, это ранний этап индуизма. Большая часть религиоведов, сходится во мнении что основу религии древней Индии в те далекие времена поставили арийские племена, передвигавшиеся на Восток примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Хотя в наше время остается точно неизвестным, откуда именно мигрировали эти племена и где обосновались в последствии. Арии, народ со светлыми волосами и светлыми, синими или голубыми глазами, ассимилировались с локальными, почти чернокожими народностями, и образовали новые племена.

Адепты религии древних ариев обожествляли природные явления, животных, растительным мир, горы, социальные феномены и отдельные события. Не обходилось и без человеческих жертвоприношений. После себя арии оставили Веды – собрания священных гимнов и песен – складывавшихся из 4-х частей. На протяжении многих столетий был наложен запрет на записывание Вед. Систематизацию Вед, а также комментарии к самхитам написал лишь Вьясадев. Три центральные произведения называются: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Четвертая книга «Архартваведа» стала причисляться к священным писаниям позднее

Ведические священные тексты позволяют проследить, как внимание религии древней Индии переходило с природных явления на мир человека и всей общности. Веды и по сей день считаются священными и продолжают влиять на индуистские философские школы и религиозные течения.

Это интересно! Один из особо примечательных отделов Вед называется Веданта (Конец Вед) – богословские тексты, которые описывают сочетание души человека – Атмана, с душой мира – Брахмой. Для финального соединения души человека с душой мира, требуется понять всю информацию, сообщенную в Ведах и исполнить ритуалы.

Считается, что ведизм – древнейшая религия в Индии – большей частью был распространен в Уттаре и Восточном Пенджабе.

3.2. Мировая древнейшая религия, возникшая в Индии

Мировая религия, зародившаяся в Индии – это буддизм. Несмотря на широкое распространения индуизма, а также число последователей превышающем 1 миллиард человек, индуизм остается национальной религией, так как большая часть его исповедующих проживает на территории республики Индии.

3.3. Религия и философия в Индии в Средние века

В южной части Индии в VIII в., и в северной к XII в. происходит «индуистский ренессанс» и индуизм становится доминирующей религией в средневековой Индии. Это популярное вероисповедание не является единой религией, скорее это система религиозных, мифологических, философских, правовых и этических принципов, соединенных с культом трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Помимо прочего, индуизм проповедует кастовую систему, как божественную установку. А рождение человека в той или иной касте, зависит от его поступков, плохих и хороших, в прошлой жизни. Другими словами, если вести порочную жизнь, есть не малый шанс в следующей жизни родиться неприкасаемым (представителем низшей касты) или каким-либо мерзким существом.

Феодализм, также упрочил позиции индуизма в Индии. Буддизм, который отвергал кастовое деление, окончательно был вытеснен к XI—XII вв.

С религиозными понятиями были связаны и философские течения в Индии в Средние века. К Х вв. сформировались традиционные брахманские концепции философии: ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Истоки и этапы развития

Древние учения, которые стали истоками индуизма и буддизма, зародились на территории современной Индии. Основателями считаются праиндоевропейцы — племена ариев, которые пришли из северных от Индии земель и смешались с местными народами.

Краткая история развития индуизма

В индуизме выделяются 3 этапа становления учения:

  1. Ведизм — XVI -VI вв до н. э. Религия основывается на «Ведах», священном писании на древнем языке санскрите. В этот период обожествлялись силы природы, создавалось множество мифологических образов. Большое количество обрядов и ритуалов стало выделять особое положение жрецов — брахманов.
  2. Брахманизм. В обществе происходит четкое разделение на касты — сословия, среди которых брахманы были ведущими. При этом возникали противоречия внутри религии, что привело к появлению различных направлений учения.
  3. Собственно индуизм. Среди возникающих ответвлений, среди которых был и буддизм, необходимо было выделить религию, которая считалась бы изначальной. В ней признавался авторитет брахманов, строго соблюдались ритуалы, основанные на ведийских писаниях.

Развитие буддизма

В период между VI и IV вв до н. э. буддизм возникает как одно течений индуизма, противящееся некоторым принципам. Основателем считается принц Сиддхартха Гаутама. Оставив роскошную жизнь, он переживает духовный переворот и в результате долгих размышлений становится просветленным. С этого момента он начинает проповедовать новое учение.


Сиддхартха Гаутама

Впоследствии появлялись направления буддизма:

  • Тхеравада — «Школа старейшин». Каждый человек считается ответственным за свое личное освобождение от земных оков.
  • Махаяна — учение, в котором центральное место занимает сострадание. Приверженцы могут отказаться от личного освобождения, пока не спасутся все.

Религиозные учения: сравнение и анализ

Индуизм — старейшая религия, которая признается как множеством людей в Индии. Основанная на древних писаниях, таких как Веды и Упанишады, индуизм учит о существовании множества богов, каждый из которых представляет собой аспект абсолютного божества Брахмана. Один из главных принципов индуизма — карма, которая подразумевает, что все действия человека влияют на его будущее и воплощение.

Буддизм — молодая религия, основанная в VI веке до нашей эры, выросшая из индуизма. Основатель буддизма — Сиддхарта Гаутама, более известный как Будда. Основной принцип буддизма — путь к освобождению от страдания — начинается с осознания и преодоления жадности и эгоцентризма. Буддизм также учит о реинкарнации и карме, но в отличие от индуизма не признает существование богов.

Индуизм и буддизм различаются в некоторых аспектах. В индуизме существует кастовая система, которая определяет социальные классы, в то время как буддизм признает равенство всех людей. Буддизм призывает к полному отречению от материального мира, в то время как индуизм не запрещает удовлетворение мирских потребностей.

Несмотря на эти различия, индуизм и буддизм имеют много общего. Оба учения учат о карме, реинкарнации и искуплении грехов

Они подчеркивают важность собственного развития и духовного прогресса. Оба учения стремятся достичь просветления и освобождения от страданий

Они способствуют развитию духовности и моральности человека.

Итак, хотя индуизм и буддизм — это два уникальных религиозных учения, они имеют много общего и имеют схожие основные принципы и ценности. Различия между ними отражают их историческое развитие и культурные особенности, но в целом они предлагают путь к духовному развитию и внутреннему преображению человека.

Отличия и сходство двух религиозных учений

Индуизм и буддизм, отличия которых сделали их разными религиями, имеют похожие черты. Основные сходства и различия раскрываются по следующим понятиям.

Понятие Бога

В буддизме мир является вечно существующим, постоянно меняющейся материей. Нет бога-творца, управляющего им.

Будда — это не бог, а состояние просветленного. В это же время в буддизме могут встречаться упоминание других божеств, которые заимствованы из индуизма или олицетворяют какие-либо состояния сознания.

Согласно буддизму, они не имеют самостоятельного существования. Божества либо являются порождением ума человека, либо представляют собой силы так же, как и все, проходящие циклы реинкарнации.

В индуизме существует верховный творец Брахма, который вместе со своими образами Вишну (созидающая сила) и Шивой (разрушающая сила) составляет Тримурти — Троицу.

Существует множество других божеств и богоподобных существ, но все они являются проявлениями верховного Творца. Будда не является воплощением, подобным им. Например, разница между Шивой и Буддой в том, что первый является олицетворением силы разрушения, а второй — состоянием просветления. Также не равнозначны Кришна и Будда, разница которых в том, что Кришна — одно из воплощений бога Вишну.

Жертвоприношения

Среди многочисленных ритуалов индуизма есть те, которые связаны с жертвоприношениями. Они посвящались верховному божеству или другим богам.

Буддизм связан с понятием ненасилия. Считается недопустимым приносить страдания всем живым существам. Поэтому в буддизме нет ни жертвоприношений, ни употребления мяса животных.


Буддизм не признает насилие

Кастовое разделение общества

В индуизме есть четкое разделение на касты, подобные классам общества:

  • Брахманы — жрецы, мудрецы;
  • Кшатрии — воины;
  • Вайшьи — торговцы, ремесленники;
  • Шудры — работники.

Создавать семьи можно было только с членами своей касты. Рожденный в определенной касте мог заниматься только тем делом, которое присуще его сословию.

Изначально разделение было необходимо для того, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности. Но постепенно система потеряла свою суть, и кастовая принадлежность стала олицетворять лишь рождение в семье определенного сословия. Разделение стало формальным, невзирая на качества самого человека.

В буддизме нет кастовых разделений. Просветления может достигнуть каждый человек, а не именно мудрец или воин. Более того, все люди и даже существа считаются равными.


Брахманы были ведущей кастой

Виды медитации

В обоих вероучениях существуют медитации — особые практики духовного развития.

  • В буддизме она служит для самопостижения и обретения просветления. Медитирующий концентрируется на самонаблюдении и постижении иллюзорности своего «я».
  • В индуизме, помимо такой медитации, можно концентрироваться на энергии души, Верховного Бога или другого божества.

Медитации могут проводиться с повторением определенных фраз — мантр. В индуистских мантрах могут упоминаться имена богов и выражения почитания, преклонения перед ними. В буддизме может встречаться упоминание Будды, но это связано не с поклонением, а с пробуждением состояния Будды внутри своего ума.

Обряды и ритуалы

Индуизм имеет намного больше ритуалов, чем буддизм.

Индуистские ритуалы занимают буквально каждую сферу жизни человека.

Богу можно подносить пищу, посвящать песнопения, с помощью религии можно освятить каждое дело человека. Разнообразие обрядов дополняется тем, что в разных регионах ритуалы могут отличаться. Это связано с тем, что в каждой местности могут почитаться любые ипостаси божественных сил.

Буддизм отличается минимумом обрядов. Они могут быть связаны с почитанием образа Будды или какими-либо этапами духовного развития человека.


Духовно развивающийся человек должен уметь медитировать в любых условиях

Соотношение с мирскими заботами: отношение к материальному миру и обществу

Индуизм и буддизм имеют некоторые отличия в отношении к материальному миру и обществу

С одной стороны, оба этих религиозных течения уделяют внимание духовной практике и получению нирваны, но с другой стороны они по-разному подходят к вопросам мирских забот

В индуизме существует осознание важности материального мира и его роли в человеческой жизни. Индуисты признают, что жизнь в материальном мире может быть полна трудностей и страданий, но они верят, что эти испытания являются учительными моментами, благодаря которым человек может развить свои духовные качества

Индуисты также признают важность общества и семьи, которые играют важную роль в поддержании духовного развития личности.

С другой стороны, буддизм предлагает относительно отрешенное от материального мира и общества учение. Буддисты считают, что материальный мир является источником страданий, и основным целью человека должно быть освобождение от этого страдания. Они подчеркивают, что связанность с материей и привязанность к обществу могут препятствовать достижению нирваны. Буддисты стремятся к просветлению через понимание и преодоление страдания, без привязанности к материальному миру или общественным узам.

Однако, как в индуизме, так и в буддизме есть различные течения и школы мысли, которые могут немного менять эти общие принципы. В конечном счете, отношение к материальному миру и обществу зависит от индивидуальной практики и верований каждого последователя этих религий.

Кастовое разделение общества

  1. Индуизм отличается от буддизма отношением к кастовому разделению общества.

Согласно древним ведическим традициям которые лежат в основе индуизма, общество разделяется на четыре сословия (касты). Это брахманы (священники), кшатрии (воины, административный класс); вайшьи (торговцы, земледельцы) и шудры – наёмные работники. Это разделение на касты происходит по образованию которое получил человек и роду деятельности. Все члены сословий (каст) выполняли свои определённые обязанности перед обществом. Со временем, общество стало постепенно деградировать, и представители разных сословий (каст) перестали выполнять должным образом обязанности своей варны (касты) перед обществом. Таким образом, разделение на сословия (касты) стало происходить исключительно по рождению, а не по качествам самого человека.

Буддизм от индуизма отличается тем, что в буддизме существует понятие того, что достигнуть духовного совершенства может любой человек, если будет следовать основам учения буддизма. В индуизме, закончить перерождение а материальной вселенной может только представитель сословия брахманов (высшая каста). Хотя, в соответствии с тем, что разделение общества в современном мире происходит по рождению (благосостоянию), и это не имеет ничего общего с кастовым разделением, в писаниях индуизма говорится, что в этот век (эпоху Кали-юга, которая началась около 5 тыс. лет назад), практически все люди стали – «шудрами», т. е. – наёмными работниками. И поэтому, никакой зависимости успеха в духовной практике самоосознания, от от сословия (касты), к которому принадлежит человек сейчас не существует.

Таким образом, появление буддизма с его отличиями от индуизма, было необходимо для того, чтобы:

— Устранить неограниченное жертвоприношение животных, и получившее широкое распространение «мясоедения».

— Устранить кастовое разделение общества на классы (касты), которое потеряло свою суть, и превратилась в злоупотребление своим происхождением (классовое положение стало определяться по рождению, а не по качествам личности человека).

Существует ещё одна причина и цель появления буддизма, об этом чуть ниже.

Rate article